Учредитель:
Министерство образования Красноярского края

Понедельник, 27 Января 2020 18:05

Выбор профессии: помоги своему ребенку сделать один из главных выборов в его жизни!

«Если человек не знает, к какой пристани он держит путь,
для него ни один ветер не будет попутным».
Философ Сенека

Выбор профессии имеет важное значение в жизни каждого человека, поскольку взрослый человек треть жизни проводит в работе. Современный мир находится в постоянном движении, развитии, возникает всё больше новых профессий, разобраться в которых непросто и взрослому. Помощь родителей и образовательных учреждений при определении направления профессиональной деятельности становится для ребенка очень важной.

На что обратить внимание при выборе профессии, как разобраться с интересами ребёнка для дальнейшей профессии, как научить ребёнка делать выбор?

Различные опросы подростков показывают, что советы, а иногда и настояние родителей имеют большее значение в выборе профессии, чем другие факторы. Предлагая ребенку новые виды досуговой деятельности, родитель может помочь ребенку получить представления о его склонностях.

Много примеров, когда на мнение подростков большое влияние оказывает окружающая среда, внешние источники информации – школа, друзья, телевидение, интернет. В некоторых случаях к мнению посторонних людей они прислушиваются больше. Как поступить в этом случае? В таком случае Вы можете познакомить ребенка с представителями профессии, которая ему нравится. Если же ориентация интереса идет на приобретение профессии, связанной с популярностью (актер, спортсмен) и среди ваших знакомых нет обладателей статуэтки «Оскара» или олимпийского чемпиона, то можно предложить почитать их интервью. Возможно, что ребёнка вдохновит их история о пути к вершинам, или же он решит, что это не для него. Видя вашу заинтересованность и участие вероятность того, что ребенок будет больше к Вам прислушиваться.

Определение склонности к определённым профессиям.

Как помочь ребенку сделать правильный выбор? Уже с раннего возраста можно начать определять таланты ребёнка, ориентируясь на то, что ему интересно, важно дать ребенку возможность участвовать в этой «интересной» для него деятельности, предлагать ему что-нибудь новое, соответствующее возрасту и индивидуальным особенностям.

Беседуя с ребёнком на тему будущей профессиональной деятельности, важно узнать не только какую профессию хочет ребёнок, но и почему. В подобных беседах важно учитывать способности ребенка, соотнося их с желаемыми профессиональными перспективами.

Уже в раннем детстве можно определить склад ума ребёнка. Гуманитарный - если он начал рано начал говорить, читать, его речь богата интересными выражениями, с трудом решает логические задачки для малышей его возраста, предпочитает сюжетно-ролевые игры, очень эмоциональный, придумывает свои рассказы, фантазирует, в школе более успешен на уроках литературы и родного языка, чем на алгебре и геометрии. Технический - если есть тяга к какой-либо технике, задаёт много вопросов о том, как и что работает, любит конструкторы, разбирать игрушки, легко решает различные задачки, любит точность, начинает интересоваться компьютерными программами (их устройством). Нельзя считать, что это истина в последней инстанции, и большой любитель поэзии может стать успешным программистом, но профессиональные способности и интересы увидеть вполне можно.

Наблюдая за повседневными делами ребенка можно определить и преобладающий у него Тип мышления: предметно-действенный, абстрактно-символический, словесно-логический, наглядно-образный.

Предметно-действенное мышление свойственно людям дела. Они усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений, им легче что-либо сделать самим, чем объяснить другому, лучше понимают, если объясняют на предметах или рисунках, когда слышат музыку, им хочется танцевать, они любят и постоянно создают что-либо своими руками (рисуют, украшают, лепят, шьют и т.п.).

Люди с развитым абстрактно-символическим мышлением могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Люди такого склада уже в детстве могут создавать свои шифры для переписки, интересуются расшифровкой значения древних символов, легко запоминают формулы, символы, условные обозначения.

Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis – словесный). Люди с развитым словесно-логическим мышлением могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Они любят читать книги, легко излагают мысли как в устной, так и в письменной форме, восхищаются точностью и глубиной некоторых стихотворений.

Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет. Им нравится живопись, скульптура, архитектура, читая книгу, зрительно представляют себе ее героев, легко фантазируют и описывают предметы или животных, которых нет в природе.

Креативность – это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей, талантливых в любой сфере деятельности. Люди с развитой креативностью даже в отлаженном деле стараются что-то улучшить, предпочитают самостоятельно планировать свою работу, не любят ходить одним и тем же путем.

Сопоставив интересы и способности ребёнка, совместно изучив подходящие профессии, необходимо развивать навыки для её успешного освоения. Например, если есть интерес к музыке – предложить и помочь подобрать подходящие занятия вокалом или класс по какому-либо инструменту; если ребенок заинтересовался моделированием и созданием модных нарядов – подобрать кружок кройки и шитья; любит фотографировать – записаться на фотокурсы; если ребёнок с техническим складом ума - его можно отвести на кружки робототехники, электро-конструирования, технического моделирования и так далее. По мере взросления ребёнка его предпочтения могут меняться – это нормально, и даже хорошо. Чем больше он попробует различных видов деятельности, вероятность того, что в итоге более точно определится с выбором, повышается. Кроме этого, развитие различных навыков поможет ребёнку в будущем, если он решит поменять профессию, да и просто жить многосторонне развитой личностью намного интереснее.

Профессия, актуальная в будущем.

Ещё один очень важный момент — это актуальность будущей профессии, так как стремительное изменение требований рынка труда приводит к тому, что некоторые профессии не будут востребованы в будущем.Сегодня мы наблюдаем социальные, культурные, экономические, экологические и технологические изменения, что естественным образом отражается и на востребованности специалистов.

Разумеется, ни один человек не может точно и полностью угадать будущее. История полна примеров неудачных прогнозов и пророчеств – скажем, в начале ХХ века энтузиасты воздухоплавания обещали, что собственный самолет будет у каждой семьи, а в 1970-е была популярна идея, что уже в начале XXI века люди будут жить на Марсе и на спутниках Юпитера. Но рядом с этими несостоявшимися прогнозами есть и множество примеров очень удачных предсказаний – к примеру, современные технологические успехи Японии и Южной Кореи основаны именно на использовании научного предсказания, а родоначальники знаменитой Кремниевой долины в США не только предугадали эпоху персональных компьютеров и интернета, но и сумели заработать на их появлении. Успешные предсказания основаны на точном понимании того, какие мощные социальные и технологические процессы в настоящем меняют окружающий нас мир, создавая наше будущее. Так какие тенденции определяют будущее работы, о каких изменениях мы можем говорить с большой уверенностью?

  • Глобализация. Мировая экономика (и российская экономика как часть большого мира) неизбежно будет двигаться в сторону все большей интеграции - и углубления региональной экономической специализации. Это значит, что уже сейчас нельзя сказать, в какой стране произведено то или иное сложное изделие – если автомобиль или компьютер сделан в Японии, то его компоненты поставляют три десятка стран мира, а нужное для их изготовления сырье – еще примерно сорок стран. Поэтому работники будущего должны будут уметь работать в мультиязычных и мультикультурных средах, участвуя в общении с партнерами со всего мира.
  • Рост конкуренции в экономике. Это означает, что наиболее успешными оказываются в первую очередь компании, умеющие создавать новые продукты или услуги, быстро перестраиваться под запросы потребителя.
  • Рост клиентоориентированности. Высокая конкуренция требует от работника все лучшего понимания, что именно нужно потребителю – то есть, учит быть клиентоориентированными.
  • Переход от работы-функции к работе в проектах. Из-за постоянно происходящих в экономике изменений сокращается число рабочих мест, где можно заниматься одним и тем же делом всю жизнь, и появляется все больше мест, где работа организована в виде набора разнообразных проектов. Поэтому умение не только работать в проектных командах, но и самому организовывать проекты становится критически важным для большинства работников будущего.
  • Автоматизация. Автоматизация – требование глобальной конкуренции, о которой мы говорили выше, и она происходит в тех случаях, когда робот или программа оказывается производительнее или эффективнее, чем выполняющий ту же работу человек. Это не означает, что люди останутся совсем без работы, но они будут должны заняться такой работой, которую роботы выполнять не смогут. Значительная часть этой работы станет творческой – как следствие, способность к художественному творчеству из удела одиночек-творцов будет становиться массовым явлением. Во-вторых, все больше профессий будет связано с совместной деятельностью в группах – люди меньше будут работать с механизмами, и больше – с другими людьми. Поэтому одним из важных (и повсеместно распространенных) умений станет навык организации работы с отдельными людьми и коллективами.
  • Интенсивное использование программируемых устройств. В мире, насыщенном автоматикой, компьютеры и роботы должны стать нам не конкурентами, а помощниками. Поэтому нужно будет уметь настраивать роботов и системы искусственного интеллекта под выбранные человеком задачи.
  • Рост сложности систем управления. Все большему числу работников потребуется системное мышление — умение быстро понимать, как устроены сложные процессы, организации или механизмы.
  • Рост требований к экологичности. Навыки «экологически ответственного поведения» должны войти в стандартную подготовку любого работника – а еще вероятнее, прививаться с младших классов школы, становясь таким же стандартом для любого взрослого человека, как и умение читать и писать.

В заключении надо сказать, что окончательный выбор всё же нужно сделать ребёнку, а не Вам. Поэтому любое воздействие на ребенка должно быть мягким и непринужденным. Помните, кто делает выбор, тот и отвечает за его последствия. Если ребёнок будет знать, что это он решил, ответственности с его стороны будет больше и обучение будет более эффективным.

В статье использованы материалы из интернет источников: atlas100.ru, https://proforientatsia.ru

ban