Учредитель:
Министерство образования Красноярского края

Воскресенье, 24 Марта 2019 22:33

Родителям пятиклассниц

  • Некоторые родители, неудовлетворенные учебой и поведением ребенка в начальной школе, возлагают большие надежды при поступлении в гимназию, полагая, что в пятом классе все начнется по-настоящему. И эти родительские ожидания вольно или невольно передаются детям. Ребенок тоже начинает ждать «новой жизни». Действительно, обучение в гимназии, да и в средней школе, в целом, происходит более интенсивно и требует от учащихся большей самостоятельности. Однако не следует ожидать от ребёнка слишком многого.Обучение в пятом классе опирается на базу навыков и знаний, полученных в начальной школе.

doo

  • Переход учащихся из начальной школы в среднюю, а тем более совпадающий с переходом в другое учебное заведение, справедливо считается кризисным периодом. Этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни. Часто, внешние изменения совпадают по времени с началом физиологических изменений в организме детей, что отражается и на качестве успеваемости. К тому же, в пятом классе дети должны самостоятельно готовиться к урокам, решать вопросы с учителями. Некоторые дети, в силу своих психологических особенностей, не готовы к подобной самостоятельности, они испытывают растерянность, все время все путают и забывают, не могут сосредоточиться на учебе. Другие дети настолько привыкли к постоянному контролю со стороны взрослых, что неспособны самостоятельно организовать собственную школьную жизнь. Все это, естественно, ведет к снижению успеваемости.
  • Не следует забывать и о том, что учатся дети в другом заведении, занятия проходят в новом кабинете, а иногда – и в разных кабинетах. В расписании появились названия незнакомых предметов. И каждый предмет ведет новый учитель. Каждый учитель по-своему реагирует на происходящее в классе и предъявляет воспитанницам определенные требования. И ребенку необходимо время, чтобы привыкнуть и научиться вести себя в соответствии с этими требованиями. К тому же, и учитель должен привыкнуть к классу, настроиться на работу с ним.
  • Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. В это время и может наблюдаться некоторый спад успеваемости, так как дети скорее заняты изучением формы, нежели содержания учебной деятельности.

Как и любой кризис, переход в среднее звено, также как и поступление в гимназию, имеет и свои положительные стороны. Новая учебная ситуация позволяет преодолеть сложившиеся в начальной школе стереотипы. Воспитанницы получают возможность начать свою учебную жизнь сначала. Но сделать это ребенок может только при помощи окружающих: учителей и родителей.

Основные причины неуспеваемости

  • Физиологические изменения. Переход в среднюю школу может совпасть с началом физиологических изменений в организме ребенка. Следствием этих явлений являются рассеянность, ослабление памяти, внимания. Естественно, что для адаптации ребенку в такой ситуации требуется больше времени.
  • Неуверенность в себе. Сформировавшись однажды, неуверенность в себе «переходит» с ребенком из класса в класс. Ребенок как бы заранее считает, что у него ничего не выйдет, и даже не решается пробовать. Причиной такой неуверенности в себе могут быть повышенная тревожность, давление со стороны близких, их излишняя требовательность, боязнь не оправдать ожиданий.
  • Личные проблемы. Резкое ухудшение качества обучения может быть связано с личными проблемами ребенка: ссора с подружкой, проблемы в семье и т.д. Знание того, что тревожит ребенка, поможет с терпением и пониманием отнестись к его неуспеваемости. Иногда достаточно переждать какое-то время, и все войдет в колею.
  • Отсутствие интереса. Очень частое явление – ребенок плохо учится, потому что ему неинтересно. Причины могут быть разные: постоянные неудачи, плохие отношения с учителем или сверстниками, личные проблемы. Иногда ребенок заявляет, что ему неинтересно учиться, потому что он не понимает, как то, что они изучают в гимназии, может пригодиться ему в жизни. Объяснения, что потом это тебе точно пригодится или, что учиться надо для общего развития, в этом случае не годятся. Но, родители могут постараться наглядно показать ребенку смысл изучения того или иного предмета (разгадывание кроссвордов требует наличия определенных знаний на уровне школьной программы, можно попросить у ребенка помощи, вместе с ним поискать ответ в учебниках; добираясь из одного конца города в другой, можно предложить ребёнку рассчитать скорость движения или пройденное расстояние; когда кто-то из родных или знакомых собирается в путешествие, обсудите, как ему одеться и на какой климат рассчитывать, какие традиции надо будет соблюдать; а цветы на подоконнике – хороший практикум по ботанике).

Общие рекомендации

  • Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классной дамой.
  • Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка и т. д.) сообщите об этом классной даме. Именно изменениями в семейной жизни часто объясняются внезапные перемены в поведении детей.
  • Проявляйте интерес к гимназическим делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов.
  • Посоветуйте ребенку в затруднительных ситуациях обращаться за помощью к классной даме или педагогу-психологу.

Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.

Желаем удачи Вам и Вашему ребёнку!

ban